Красота по-японски

Запад со своей культурой стал стремительно проникать в Японию после Второй мировой войны. Сегодня редко увидишь на японских улицах людей в кимоно — это стало не то, что немодным, даже весьма раздражительным для самих японцев. Человека в кимоно принимаю за ханжу, который кичится своим положением в обществе. Современные популярные музыкальные инструменты в Японии — это хорошо известные нам европейские пианино, гитара и скрипка, а национальные начинают пылиться в музеях. Но всё же традиции восприятия красоты остались более японскими. Так в чем же его уникальность?

Ощущение красоты по-японски базируется на «моно-но аварэ» — понятии, которое скорее является эстетическо-художественной позицией. «Моно-но аварэ» возникает из ощущений, и наверное именно поэтому до сих пор не сдалась под натиском художников Запада. Ведь западная культура наоборот создает прекрасное, исходя из логики понятий о красоте. Японское искусство на всем своем протяжении говорит о том, что «красота» возникает из ощущений людей, а вовсе не воспринимаемое разумом как понятие чего-то красивого. «Бигаку» — чувство прекрасного по-японски очень субъективно. Оно зависит от восприятия отдельного индивидуума, и не имеет безусловных критериев оценки. Наверное. именно поэтому Запад не может до конца понять Японию, ведь на Западе издавна существуют укоренившиеся критерии, по которым любой может судить, что прекрасно, а что — нет. Для американцев «бигаку» практически не поддаётся осмыслению в силу глубокой утончённости, которая присуща исключительно японцам и более никому.

Для примера возьмем обычный цветок. В какую пору своей жизни он для нас наиболее привлекателен? Конечно в стадии только что распустившегося бутона, когда он еще полон сил. А японец скорее будет восхищаться цветком, который скоро совсем увянет, в тот миг, когда его лепестки практически полностью облетели.

Это вовсе не означает, что японцы не любят свежие цветы. Просто у них чувство прекрасного прочно переплетено с понятием «аварэ», которое обозначает «печаль, сострадание». Это чувство японцы испытывают к красивым вещам — например те же цветы, в то время, когда красота уходит из вещи. Точнее даже не уходит, а видоизменяется. Поэтому в классической Японии нет ничего безоговорочно красивого.  Но, к сожалению, большинство молодежи развивается по западным стандартам и истинная культура Японии потихоньку сходит на нет.

Статьи по теме:

Оставить комментарий